Онегина воздушная громада…Дата публикации: 28 января 2016 Автор: Ирина Крайнова Издание: Сарытаун.Арт «Как облако, стояла надо мной». Так и стояла, все три с половиной часа невероятного «Евгения Онегина» Римаса Туминаса.
Как, когда, какими приемами берет нас в плен ироничный литовский режиссер европейского стиля? Действие на сцене отстраненное, замедленное, без пауз, композиционных взлетов, «рвания» на себе рубашек. Толчок ему сообщают первые слова Онегина Старшего (Сергей Маковецкий) «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», - изрекает он почти ворчливо, хриплым голосом. Да, рано чувства в нем остыли… Ленских здесь тоже два, есть еще голос Автора, озвученный «гулякой праздным», Гусаром в отставке (Артур Иванов). Тот кутит, является в полушинели-полугражданском обо одном, а то о двух эполетах (намек на низшее «юнкерство» Пушкина?), выдает отдельные фразы, но в его интонациях чувства поболее, чем во всех Ленских и Онегиных вместе взятых. И радость открытия давно известного преследует нас весь спектакль (как точно он сказал о наших дорогах,а о старости и ее «радостях», а о..) Еще один ассоциативный герой – Странница с домрой(Екатерина Крамзина). Взлохмаченная, нелепая, с угловатой пластикой. Годуновский юродивый или - народ ? Тот, что безмолвствует. Музыка знакомая и незнакомая. Старинная французская песенка Чайковского аранжирована Фаустасом Латенасом во что-то такое прекрасно-печальное, то скорое, то почти стихающее, что сердце щемит и щемит, не спрашивая на то разрешения. И пошло-поехало, закрутилось на пустой темной сцене (только печка да мебельные приметы 19 века по ее углам): странные неостановимые пластические фантазии, преломленные в сплошном наклонном зеркале задника, время от времени движущегося (сценография Адомаса Яцовскиса). Тонкие балетные фигуры занимаются у станка, ловкий хореограф дирижирует ими (Репетитор - Павел Тэхэда Кардэнас, ученик нашей Риммы Беляковой). В какой-то момент фигуры перебросят неправдоподобно большие косы на грудь, приблизятся – и окажутся сенными девушками Лариных; те ничегошеньки не умеют и с большим изумлением следят за движениями Танцмейстера, затянутого в черное (Людмила Максакова), щебечущего на непонятном французском. Танцмейстер и сама нетверда на ногу (словно Старая графиня, внезапно вспомнившая молодость), ее подхватывает и уносит ловкий Репетитор. Актриса еще появится - в образе няни, такой уже дряхлой и «охлажденной», что уляжется спать в постельку воспитанницы, не дослушав Таниной любовного бреда. Возможно, это еще одна ипостась коварной Графини. Ведь в сцене дуэли именно она будет провожать Ленского в мир теней. Снег повалит хлопьями, будет красиво и страшно , как в «Маскараде» Туминаса, родятся ассоциации : «Мчатся тучи, вьются тучи//;Невидимкою луна //Освещает снег летучий»»… Уж не Домового ли хоронят?.. Зеркало нависает над сценой, дробит и удваивает изображения. Комментирует себя, молодого, с высоты своих лет Онегин Маковецкого, обнаруживая точно по Пушкину резкий, охлажденный ум. Онегин Виктора Добронравова вообще никакого ума не обнаруживает . Как денди лондонский одет, с заложенной назад рукой и застывшей холодной маской на лице - только заледеневший в своей чопорности высший свет мог решить, что он очень мил. Зализанный (набриолиненный) герой не знает ни любви, ни дружбы. Однако его появление в доме Лариных вызывает естественное оживление барышень окрестных имений. ЖЕНИХ! Скамеечки барышень подвигаются все ближе ,все теснее.У мужчин иные забавы: испытывают новичка деревенскими самодельными напитками .Один жбанчик, другой, третий …лопающийся от «переполнения» Евгений сбывает их соседу , опасливо кидая Ленскому: “Боюсь, как бы брусничная вода мне не наделала вреда”… А эта статуя Командора, этот памятник самому себе явится на именины только для того, чтобы «отомстить за скуку», на глазах у Тани флиртуя с Олей (Наталья Винокурова). Флирт теперь серьезней, чем двести лет тому. Онегин пытается нащупать то место, где должна быть девическая грудь. Ольга, кудрявая, темноволосая (!), живая, не расстается аккордеоном. В ответ на наглые жесты прелестница эротично берет в рот пальцы его перчатки. А в глазах - ужас. Давно ль беззаботно носились они с Ленским, таким же резвым , жизнелюбивым (Василий Симонов), красивым и кудрявым, как она. И искали, искали уединения... И вдруг снег, стужа, смертельная схватка. Нарочито долгое притопывание, разравнивание снега секундантами (авось, одумаются). Неспешно, ритуально готовятся дуэльные пистолеты , передаются от одного Онегина к другому, но происходит все мгновенно , в рукопашную , без правил –как в страшном Татьянином сне. Бесценные детали уездной жизни подаются здесь сочно, любовно. Поездка. Зимний возок сколачивается на наших глазах, и зайдет туда такое количество дворни…понятно, отчего «российским лечат молотком изделье легкое Европы». В пути встретят они помехи в виде зайцев (привет из пушкинской биографии), в Москву же вся орда приедет с горящими свечами и солидной батареей варений-солений.Чем не громада исконной Руси, с ее привычками, суевериями, обрядами простонародной старины? Сцена Гадания с книгой, ключом и зеркалом – самая таинственная, сцена Страшного сна - самая забавная. Читает ее легендарная Юлия Борисова со всеми богатыми модуляциями своего характерного голоса. Жаль старомодную чету Лариных, мирно проживших свой век, жаль почившего раньше супруги простого и доброго барина (Алексей Кузнецов). Прелестна ее встреча с важным генералом – будущим мужем. Едят варенье из одной банки, потом кормят друг друга с ложечки. Череда скучных дней впереди? Но как пошла рядом , как спокойно оперлась о его руку измученная героиня…Он свой, надежный - мужчина и воин. |