Театр Мольера в Театре Вахтангова

Дата публикации: 24 октября 2016

Автор: Валерий Модестов

Издание: Планета красота

Театр имени Евг. Вахтангова открыл свой юбилейный сезон комедией-балетом Мольера «Мнимый больной» в постановке румынского режиссера Сильвиу Пуркарете, который работает ныне во Франции. Это уже пятое обращение театра к драматургии Мольера, близкой эстетике Евгения Вахтангова. Первым был «Мещанин во дворянстве» Владимира Шлезингера (1968) с Владимиром Этушем в главной роли.

«Никакой правды, лишенной комизма, и никакого комизма, лишенного правды» – вот формула Мольера, которую Пуркарете воплотил в спектакле «Мнимый больной». Комизм и правда берутся Мольером из одного и того же источника: из наблюдений над человеческими типажами.

Мольер умел использовать самые разнообразные пути для достижения гармонического сочетания пения, музыки и танца с драматургическим действием. Многие его комедии-балеты, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение. «Мнимый больной» – не исключение.

Спектакль Пуркарете, находясь между фарсом, «комедией дель арте» и психологической драмой, расцвечен музыкально-пластическими интермедиями, как и задумывал Мольер, создавая свои комедии-балеты для короля-солнца Людовика XIV, ставшие предтечей национальной французской оперы, оперы-буфф и, конечно, оперетты.

Получился очень театральный, очень зрелищный спектакль – как раз в духе вахтанговцев. В нем царят актерская импровизация, озорство, музыка, веселая, а порой грустная ирония над окружающим миром и над собой в нем.

Начинает спектакль артист Сергей Маковецкий, он появляется на сцене в роскошном балетном костюме короля Людовика, чтобы перевоплотиться на глазах у почтенной публики сначала в мнимого больного Аргана, потом в Мольера, а еще поучаствовать в интермедии в роли Полишинеля…

Артист устало садится в кресло и хриплым голосом читает: «Три и два – пять, и пять – десять, и десять – двадцать; три и два – пять. Сверх того – легонький   клистирчик, подготовительный и мягчительный, чтобы размягчить, увлажнить и освежить утробу...»

Это он уже достопочтимый Арган, который вообразил, что он неизлечимо болен – старая, как мир история о мающемся дурью ипохондрике. Вокруг больного постоянно толкутся целители, лекари с клистирами и пилюлями, дерзкая служанка и родной брат Беральд, который убежден, что «когда врач уверяет, что знает секрет продления жизни на долгие годы, он рассказывает медицинский роман». Изредка появляется вместе с нотариусом г-ном Правдоном (Олег Макаров) молодая жена Аргана – Белина (Мария Волкова), мечтающая поскорее овдоветь, чтобы с денежками мужа начать новую жизнь вдали от клистиров и промываний.

По задумке режиссера, брат Аргана Беральд (Сергей Юшкевич), один из немногих, кто может доносить каждую букву мольеровского текста до зрителей (хорошие были учителя!), руководит всем происходящим.

Однако спектакль этот не столько об Аргане, сколько о его творце – Мольере, поэтому действие происходит не в доме Аргана, а в стенах заброшенного театра, где актеры разыгрывают поучительные современные интермедии в духе Мольера. Где после спектакля по последней своей пьесе умер не понарошку ее автор и исполнитель главной роли, великий французский комедиограф Жан-Батист Поклен, известный миру как Мольер. Так уж получилось, что смертельно больной Мольер написал веселую комедию о мнимом больном, вдоволь посмеявшись над ним и его причудами, а заодно и над собой, а потом в ночь после спектакля умер сам.

Тщательно подобранный ансамбль актерских индивидуальностей позволил воплотить на сцене непростые драматические, пластические и музыкальные придумки режиссера.

О некоторых актерских работах следует сказать особо.

Во-первых, это Сергей Маковецкий, обладающий уникальным актерским даром играть иронично и комедию, и трагедию, поскольку, как утверждал Пушкин,   «высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и что нередко близко подходит к трагедии». На этот раз он сыграл Мольера и его последнюю роль, представив тем самым театр Мольера.

Под стать ему и Ольга Тумайкина – актриса обаятельная, музыкальная и пластичная. Она блистательно исполнила роль служанки Туанетты, олицетворяющей здравомыслие. Ее язвительная ирония обрушивается в первую очередь на хозяина, человека мнительного и легко внушаемого, а потом уж на лекарей-шарлатанов, которые легко обманывают Аргана. Туанетта полностью на стороне дочери Аграна – Анжелики (Мария Бердинских) и ее возлюбленного Клеанта (Сергей Епишев). Она открыто высказывает свое мнение хозяину насчет его планов выдать Анжелику замуж за докторского отпрыска толстяка Тома Диареуса, незабываемый образ которого создал Евгений Косырев.

Михаил Васьков убедительно сыграл оборотистого шарлатана от медицины врача Диареуса, а Нина Нехлопоченко – в традиции Вахтанговского театра – фарсовый образ еще одного лекаря – г-на Пургона.

Вот только вместо присущего мольеровскому театру балета артисты исполнили мюзик-хольный номер шести «girls» с танцующими Кинг-Конгами, которые расшевелили даже Аргана.

Особо следует сказать о сценографии, костюмах и свете (худ. Драгош Бухаджиар), которые составляют запоминающийся образ спектакля.

Вслед за «Пристанью» и «Минетти» «Мнимый больной» пополнил галерею вахтанговских спектаклей о легендарных театрах и их великих создателях.